Законным представителям

ОСВОД информирует

14.01.2021

Дети часто тонут на глазах у ничего не замечающих родителей

Если вы хотя бы иногда бываете в воде или рядом с ней (что можно сказать о большинстве из нас), вам следует убедиться, что все в вашей компании знают, на что обращать внимание, когда кто-нибудь заходит в воду. Утопление — почти всегда обманчиво тихий процесс. Размахивание руками, брызги и крики, которые так часто изображают в фильмах, почти не происходят в жизни.

Реальная или кажущаяся опасность задохнуться водой вызывает так называемую инстинктивную реакцию утопающего, названную так кандидатом наук Франческо А. Пиа. И эта реакция выглядит совсем не так, как думает большинство. Никакого хлопания по воде, брызг и криков. Чтобы лучше представлять, как тихо и совершенно незрелищно выглядит этот процесс с берега, подумайте вот о чём. Утопление — это вторая по частоте причина смерти от несчастного случая у детей до 15 лет (первая — автомобильные аварии). Из примерно 750 детей, которые утонут в следующем году, примерно 375 утонут менее чем в 22 метрах от родителей. Из десяти утонувших детей один тонет прямо на глазах у родителей, не понимающих, что происходит. (Источник: Центры по контролю и профилактике заболеваний США.) Утопление не выглядит таковым. Франческо Пиа так описал его в журнале "Coast Guard's On Scene" (журнал береговой службы):

  • За редким исключением, тонущие люди физиологически неспособны позвать на помощь. Дыхание — основная функция дыхательной системы, а речь — дополнительная. Чтобы говорить, необходимо иметь возможность дышать.
  • Рот утопающего периодически скрывается под поверхностью воды и появляется снова. Времени, которое рот находится над водой, недостаточно, чтобы выдохнуть, вдохнуть и позвать на помощь. Утопающий успевает только быстро выдохнуть и вдохнуть.
  • Утопающие не могут размахивать руками, зовя на помощь. Инстинкты заставляют их раскинуть руки в стороны и отталкиваться от воды, пытаясь поднять тело вверх, чтобы рот показался над поверхностью и они могли сделать очередной вдох.
  • При инстинктивной реакции утопающего человек не может управлять движениями рук. Утопающий физиологически неспособен перестать совершать инстинктивные движения и начать совершать осмысленные, например, размахивать руками, двигаться к спасателю или хвататься за спасательные приспособления.
  • Пока продолжается инстинктивная реакция утопающего, тело человека остаётся вертикально в воде, без малейших признаков поддерживающих движений ногами. Если его не спасут, утопающий может продержаться в воде от 20 до 60 секунд перед полным погружением.

(Источник: "On Scene Magazine", осенний номер, 2006 г.) Это не означает, что люди, бьющие руками по воде и зовущие на помощь, не в беде — они в панике и им действительно нужна помощь. Паника, которая не всегда предшествует инстинктивной реакции утопающего, длится не очень долго. Но зато люди в этом состоянии, в отличие от инстинктивной реакции утопающего, ещё могут помочь спасателю, например, схватиться за спасательный круг. Есть и другие признаки, что человек тонет:

  • Держит голову низко в воде, рот на уровне воды
  • Наклоняет назад голову, открывает рот
  • Глаза стеклянные и пустые, не фокусируются
  • Глаза закрыты
  • Волосы на лбу или на глазах
  • Не пользуется ногами; стоит в воде вертикально
  • Дышит очень часто и поверхностно, либо хватает ртом воздух
  • Пытается перевернуться на спину
  • Пытается выбраться из воды как по верёвочной лестнице, но движения почти всё время под водой

Так что если член экипажа упал за борт и всё выглядит нормально — не будьте столь уверены. Иногда самый простой признак, что человек тонет — что он не выглядит утопающим. Казалось бы, он просто балансирует в воде, глядя на лодку. Хотите знать наверняка? Спросите, в порядке ли он. Если вам ответят — всё скорее всего в порядке. Если ответом будут молчание и бессмысленный взгляд — у вас может оставаться меньше 30 секунд, чтобы спасти его. И ещё, родителям: когда дети играют в воде, они шумят. Если шум стих — подойдите и выясните, почему.

И добавление от спасателей:

Для себя спасатели делят состояние утопления на четыре типа: 1. Паника 2. «Поплавок» 3. «Му-му» 4. Тихое утопление

  1. Паника — она и есть паника. Очень активное махание руками. Крики о помощи (или действия для привлечения внимания). Паника возникает при осознании того, что САМ ты не выплывешь (устал, ногу/руку свело, и т. д.)
  2. «Поплавок» — при попадании воды в дыхательные пути, что вызывает кашель. Непроизвольно человек пытается вытащить голову, как можно выше над водой. Откашливается, но вдохнуть полноценно не успевает, и заканчивает вдох уже ниже «ватерлинии». И процесс повторяется. Длительность процесса — зависит от физических способностей. Для тонущего — окружающий мир «перестает существовать».
  3. «Му-му». Состояние — очень точно описано в статье. Стеклянный взгляд, частое поверхностное дыхание, «собачьи движения» руками, и НИ ЗВУКА!
  4. Тихое утопление. Возникает при тепловом ударе, сердечном приступе, кровоизлиянии в мозг (паралич). Практически никогда не спасается, т. к. человек просто уходит под воду и не выныривает.

Что делать на каждой стадии?

ПАНИКА! Наиболее заметный вариант, но спасать сложно. Т. к. тонущий еще очень жизнеспособен и считает «СПАСАТЕЛЬ НЕ ТОНЕТ» и надо за него уцепиться. Брошенный ему спасательный круг — это вариант собственного спасения спасателя, если что-то пойдёт не так… Существуют специальные приемы (освобождение от захвата, блокирование тонущего и др.), но необученный человек, даже умея плавать, вряд ли сможет их применить. Поэтому будьте особенно осторожны с такими тонущими.

ПОПЛАВОК! Спасать проще — заметить сложнее. Активностью и агрессивностью не отличается, но вот скорую вызывать нужно, т. к. может быть постутопление (вода может попасть в легкие).

«МУ-МУ» Спасти трудно, т. к. очень мало времени на реагирование когда объект НАД водой. А когда уже под водой — только если повезет…

Тихое утопление. Этим все сказано. Плыл, плыл, плыл… вдруг скрылся под водой и не вынырнул… А спасатель и не увидел. Только потом (по одежде или по беспокойству товарищей) начинаются поиски. Но обычно уже поздно…

И в завершение - три главных правила купания в водоемах:

1 – не купаться пьяным; 2 – резко не заходить в воду, погревшись на солнце; 3 – не купаться в необорудованных местах. В идеале - купаться на виду у спасателей.

Соблюдая эти правила и помня всё написанное выше, вы можете спасти не только свою жизнь, но и жизни других людей.

 

Утопление

опубликовано 06/07/2015 14:43 в рубрике Неотложная помощь, автор Комаровский Е.О.

Абсолютное большинство рекомендаций по оказанию неотложной помощи в качестве ключевого совета содержат требование: спасатель должен прежде всего обеспечить собственную безопасность. С этой позиции спасение утопающего — одно из наиболее рискованных действий для того, кто пытается быть спасателем. Не подготовленный физически и не владеющий специальными навыками спасения на воде человек может помочь лишь на мелководье, в детском бассейне, в ситуации, когда тонет маленький ребенок, т. е. тогда, когда для спасения надо протянуть руку, но не надо самому держаться на воде и куда-то плыть.

Никакая книга не подготовит вас физически и не научит технике спасения утопающих.

ВНИМАНИЕ! Не уверены в своих силах, не чувствуете дна под ногами — кричите, зовите на помощь, но не умножайте своим энтузиазмом число тонущих!

Если все-таки помогаете, старайтесь делать это, не заходя в воду, с использованием подручных (веревки, палки, надувные круги и т. п.) и плавающих (лодки, катера и т. п.) средств.

ВНИМАНИЕ! На этапе неотложной помощи не имеет никакого значения:

  • какая вода (соленая, пресная, хлорированная);
  • сколько лет спасаемому;
  • какой цвет его кожи (бледный, синий);
  • сколько времени он провел под водой (при том очевидном условии, что нет признаков биологической смерти).

Неотложную помощь следует оказывать всем утонувшим до появления профессиональных спасателей.

И еще раз ВНИМАНИЕ!

Тактика ваших действий будет всегда одинакова!

***

Первоочередная задача — как можно быстрее извлечь пострадавшего из воды.

Если ребенок не подает признаков жизни:

  • уложите его на спину;
  • удалите мешающую одежду;
  • приступите к сердечно-легочной реанимации (комплексу мероприятий, направленных на выведение организма из состояния клинической смерти).

Реанимационные мероприятия состоят из трех последовательных этапов:

  • массаж сердца;
  • обеспечение проходимости дыхательных путей;
  • искусственное дыхание.

Если ребенок не подает признаков жизни, НЕ НАДО тратить время на попытки удаления воды из легких:

  • укладывать пострадавшего животом вниз — на колено спасателя и т. д.;
  • поднимать спасаемого за ноги;
  • стучать ему по спине.

ВНИМАНИЕ! Ни вы (прочитав), ни я (написав) не ошиблись: тратить время на попытки удаления воды из легких НЕ НАДО! Воды в легких либо нет, либо мало (она всосалась в кровь), либо ее невозможно удалить вышеописанными способами. То небольшое количество воды, которое удалить все-таки можно, будет удалено при проведении массажа сердца в процессе реанимации.

Если у пострадавшего есть: сознание/дыхание/кашель/движения конечностей/рвотные позывы или если что-либо из перечисленного появилось во время проводимой вами реанимации:

  • предоставьте ребенку возможность занять положение, наиболее удобное именно ему, или уложите его вустойчивое положение на боку;
  • ни на секунду не отходите от пострадавшего и не сводите с него глаз: состояние может ухудшиться и потребовать реанимационных мероприятий в любой момент;
  • снимите мокрую одежду;
  • интенсивно согрейте — не просто заверните в сухое, а используйте теплую одежду, одеяла, еще лучше (если окажутся под рукой) — электрогрелки, тепловентиляторы, фены и т. п. Если есть возможность, занесите ребенка в теплое помещение или положите возле костра;
  • если ребенок в сознании (способен сидеть) и нет рвоты, желательно давать небольшими глотками теплое питье (вода, чай, компот).

ВНИМАНИЕ! Каким бы благополучным на ваш взгляд ни было состояние ребенка, его в обязательном порядке следует доставить в стационар для врачебного наблюдения. После любого утопления резкое ухудшение состояния — скорее правило, нежели исключение!

***

Профилактика

  • Учите детей плавать.
  • Тех, кто плавать умеет, учите отдыхать на воде.
  • Пользуйтесь оборудованными пляжами.
  • Любое движение ребенка по направлению к воде должно быть согласовано со взрослыми.
  • Нельзя, чтобы дети купались без присмотра, даже если они умеют плавать. Очень важно при этом, чтобы присматривающий взрослый не боялся воды и не находился под воздействием горячительных напитков.
  • Не купайтесь долго в холодной воде.
  • Не разрешайте толкать друг друга или прыгать друг на друга во время пребывания в воде.
  • Категорически запрещайте ребенку нырять, если он не умеет плавать.
  • Не разрешайте детям заплывать далеко или за буйки, переплывать водоемы.
  • Строго наказывайте за игры с криками «тону!»
  • Не разрешайте детям ныряние, не проверив предварительно глубину водоема и состояние дна.
  • Категорически запрещайте прыгать в воду в незнакомых местах и с обрывов.
  • Ребенку, который не умеет плавать, нельзя заходить в воду без надувного жилета (круга, нарукавников) и дальше, чем по пояс.
  • Огромная осторожность с надувными матрацами, лодками, кругами. Не разрешайте детям пользоваться ими самостоятельно там, где глубоко, ветер, течение, волнение моря.
  • Не перегружайте лодки.
  • Ребенок в лодке обязательно должен быть одет в спасательный жилет.
  • Не ныряйте с лодок, не пересаживайтесь, не садитесь на борт и запрещайте это детям.
  • Не выплывайте на судоходный фарватер.
  • Помните, что в бассейнах тонет больше детей, чем в открытых водоемах.
  • Не оставляйте ребенка одного в ванне или бассейне.
  • Не доверяйте старшим детям следить за младшими во время купания где угодно (в реке, в бассейне, в ванне).
  • Опорожняйте емкости с водой (тазы, ведра, ванны) сразу после использования.
  • Емкости, постоянно заполненные водой (например, бочка во дворе), должны быть недоступны для детей или закрыты.
  • Ограждайте и закрывайте бассейны, колодцы, ванные комнаты.

(Данная публикация представляет собой адаптированный к формату статьи фрагмент книги  Е. О. Комаровского «Справочник здравомыслящих родителей. Часть 2. Неотложная помощь».)

Материалы по теме:

Библиотека:

American Academy of Pediatrics - Безопасность на воде: советы для родителей маленьких детей

Всемирная организация здравоохранения - Утопления

Спасание тонущих

Рубрика: Первая помощь

Задачей специальных служб спасания тонущих является защита людей от опасности, которой они могут подвергаться во время купания или плава­ния. Чтобы не допускать гибели людей, проводится целый ряд профилактических мероприятий. К ним относятся: осуществление контроля на пляжах, уст­ное и письменное инструктирование купающихся о правильном поведении в воде, использование изобразительных плакатов, подготовка пловцов- спасателей.

Работа в специальной службе спасания осуществляется на добровольных началах, она тре­бует от спасателей наличия таких черт, как созна­ние ответственности перед обществом, готовность к оказанию помощи, а также технические знания и навыки в области техники спасания тонущих. Историческое развитие. Первое спасательное Обще­ство было создано в 1767 г. в Амстердаме. Два го­да спустя такое же Общество появилось в Гамбур­ге. Позже Общества спасания тонущих возникли в Лилле, Вене, Венеции, Копенгагене (1772 г.), Па­риже (1773 г.) и Лондоне (1774 г.). В конце XIX в. в Германии рабочие-спортсмены начали создавать спасательные общества при рабочих организациях. В 1913 г. было образовано Немецкое общество спа­сания жизни тонущих. С 1950 г. функции спасатель­ной службы контролировались Спортивным коми­тетом ГДР. После образования в 1952 г. Общества Красного Креста ГДР Служба спасания утопаю­щих вошла в состав этой организации. Материальное обеспечение. При спасании тонущих не обязательно пользоваться какими-либо предме­тами, однако если в распоряжении спасателя имеет­ся специальный вспомогательный инвентарь: мячи, веревки, палки,-то это может в значительной степени облегчить его задачу. В число наиболее важных средств спасания входят спасательные лод­ки, спасательные мячи, пояса, спасательные доски и кольца, а также реанимационные средства: порта­тивный реанимационный вибратор и «пульмотор»- автоматический кислородный реанимационный ап­парат («искусственные легкие»).

Техника плавания спасателя. Для спасения тонуще­го необходимо не только мастерство пловца. В процессе подготовки пловец-спасатель должен овладеть целым рядом специальных приемов, в ко­торых он должен постоянно упражняться. Мастер­ство пловца-спасателя необходимо контролировать на экзаменах. К этим приемам относятся следую­щие:

Плавание в одежде. От спасателя требуется, чтобы он проплыл дистанцию 300 м в куртке и брюках и затем сумел раздеться в воде.

Плавание под водой на расстояние. В водоеме со стоячей водой пловец должен проплыть под водой 12-метровый отрезок (при массовом обучении) или 25 м (при подготовке специальных кадров) по пря­мой линии. Длина отрезка в водоеме, где есть тече­ние, увеличивается соответственно скорости тече­ния. В мутной воде пловца страхуют с помощью веревки с поплавком.

Ныряние вглубь. Во время экзамена спасатель дол­жен четыре раза поднять с глубины 2,5-3,5 м пред­мет весом 5 кг, лучше всего куклу-манекен. При этом от него требуется, чтобы он один раз нырнул с борта бассейна головой вперед, а остальные нырки нужно выполнить из обычного положения пловца.

Ныряние «цепью». Группа плывущих рядом спаса­телей образует цепь и обследует дно водоема. Плавание с тонущим. Один или несколько спасате­лей поддерживают обессилевшего человека, ко­торый еще находится в сознании и может выпол­нять указания. При этом спасатели тянут за собой или подталкивают тонущего, применяя спе­циальные захваты.

Освобождающие захваты. Если тонущий неожидан­но обхватывает пловца, последний должен немед­ленно освободиться от этой опасности. Этой цели служат болевые и поэтому эффективные приемы («рычаги»). Если спасатель схвачен за руку, шею, корпус или ноги, он освобождается, делая рычаг пальцами, кистями или руками или с помощью за­хвата головы с поворотом, непосредственно после чего поддерживает тонущего с помощью «морско­го» захвата.

Спасательные захваты (захваты при передвижении в воде с тонущим). С помощью таких захватов спа­сатель транспортирует находящегося в бессозна­тельном состоянии или не умеющего плавать чело­века. На курсах подготовки спасателей изучаются захваты головы, плечевых суставов, плеч и «мор­ской» захват.

Захваты для вытаскивания из воды. С помощью этих захватов спасатель вытаскивает находящегося без сознания или травмированного человека на бе­рег. Если дно крутое, то пострадавшего вытаски­вают, обхватив его под мышки. Если дно отлогое, например у морского берега, применяется прием на бедро или «прием пожарного». При приеме на бе­дро пострадавшего кладут животом на бедро спа­сателя, а при «приеме пожарного»-на плечи.

На берегу спасатель садится на корточки и осто­рожно опускает на землю пострадавшего. Если не­обходимо взобраться вместе с пострадавшим по подвесной лестнице, его кладут животом на плечо спасателя, так что голова пострадавшего находится на спине спасателя. В таком положении спасатель может помогать себе обеими руками.

Для того чтобы вытащить человека на борт бас­сейна, стоящий на берегу спасатель берет постра­давшего за обе руки, опускает его глубоко в воду и резким движением вытаскивает его из воды на бортик бассейна.

Реанимация. Даже если спасенный не подает ника­ких признаков жизни, необходимо на всякий случай принять все меры для его оживления. Необходимо сразу же вызвать врача. Прежде чем приступить к реанимации, следует освободить пострадавшего от мокрой одежды и вытереть его насухо. Затем нужно раскрыть и очистить ему рот, извлечь при наличии зубные протезы. Чтобы попавшая в дыха­тельные пути вода вылилась, нужно слегка припод­нять корпус (животом вниз). Нельзя давить на мяг­кие части тела. За многие годы хорошо зарекомен­довал себя такой способ реанимации, как искус­ственное дыхание с вдуванием воздуха через нос или рот пострадавшего в сочетании с массажем сердца. Если спасателей двое, то искусственное ды­хание при остановке сердца можно сочетать с мас­сажем сердца. Начинают реанимацию всегда с ис­кусственного дыхания (рот к носу, рот ко рту). Пострадавший находится на твердой подстилке в положении лежа на спине с запрокинутой голо­вой. Спасатель опускается на колени сбоку у го­ловы пострадавшего. Воздух вдувается спасателем без напряжения в нос (при этом рот пострадавшего закрыт) или в рот (при этом нос закрыт). Вдувание производится на счет (21, 22, 23, 24 и т.д.). Выпол­няют приблизительно 16-20 вдуваний. При осу­ществлении массажа сердца спасатель опускается на колени сбоку от пострадавшего приблизительно у нижнего края грудины. Нижний край грудины сдавливается обеими руками, отводится в течение 1/2-1 сек на 4-5 см в направлении к позвоночни­ку. В течение 1 мин давление повторяют 40-60 раз.

Показателями прекратившегося дыхания являют­ся бессознательное состояние, отсутствие дыха­тельных движений, синеватая окраска кожи, особен­но губ и ушей. Показателями остановки сердца являются бессознательное состояние, прекращение дыхания, отсутствие пульса, непрослушивание сер­дечных тонов, чрезмерно сильное расширение зрач­ков. При остановке сердца реанимацию начинают с вдуваний воздуха (примерно 10 раз). Затем пооче­редно делают 8-10 массирующих движений и 2 вдувания.

Самоспасание. Имеются в виду меры, которые дол­жен предпринять сам пловец, чтобы выйти из опас­ного положения и предотвратить перечисляемые ниже виды опасности.

Судороги. При низкой температуре воды или пере­утомлении у пловца могут появиться судороги. Чтобы устранить судорогу, нужно растянуть све­денную мышцу, разгибая и сгибая соответствую­щий сустав. При дигитоспазме необходимо не­сколько раз сжать пальцы в кулак и выпрямить их; при судорогах кистей необходимо многократное сгибание кисти в суставе; при судорогах икр необ­ходимо с помощью кисти, оказывающей давление на колено, выпрямить сведенную ногу, другая кисть одновременно пригибает стопу этой ноги к голени; при судорогах бедер стопа подтягивается к ягодицам; при спазмах желудка ноги быстро под­нимаются цверх и выпрямляются; при ларонго- спазмах попавшая внутрь вода выделяется при чи­хании, и спазм снимается. Этот спазм особенно опасен, поскольку при этом невозможно дыхание. Водоросли. В принципе следует избегать купания в сильно заросших реках и озерах. Но если пловец все же попадает на такое место, он должен спокой­но, без резких движений отплыть в положении на спине в том направлении, откуда он приплыл. Вью­щиеся водоросли представляют опасность в том случае, если при поспешных движениях пловца об-, виваются вокруг его ног. Следует избегать каждого распрямления и связанного с этим погружения ног.

Водовороты. У запруд и опор мостов образуются участки с пониженным давлением, куда устремляет­ся вода, в результате чего образуются водовороты с большой скоростью кругового потока. Если у пловца нет возможности избежать водоворота, он должен стараться выйти из него, скользя на поверх­ности воды. Ни в коем случае пловец не должен де­лать попытки приподняться над водой, т.к. погру­женным глубже частям тела труднее оказывать сопротивление водному потоку. Если пловец чув­ствует, что его затягивает в глубину, он должен по­пытаться боком выбраться из крутящегося потока или позволить воде увлечь себя до дна и оттолк­нуться от него в сторону.

Подготовка пловца-спасателя. Обычно организуют­ся регулярные курсы, где обучение проводится по специальной программе и заканчивается экзамена­ми. Дальнейшими путями повышения квалифика­ции является получение прав на вождение спаса­тельных катеров с моторами малой мощности и экзамен на степень мастера спорта по плаванию. Соревнования. Специальная служба спасания уто­пающих проводит районные и национальные чем­пионаты среди пловцов-спасателей.

Дополнительные сведения. Чтобы не подвергаться опасности, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности.

Плавание в море. Даже хорошим пловцам не реко­мендуется уплывать далеко от берега, потому что их может унести течением. Хотя волны прибоя на поверхности несут пловца к берегу, но незаметно для глаза чуть ниже масса воды движется в проти­воположном направлении, т.е. в море, и увлекает с собой пловца. Поэтому пловец должен стараться держаться как можно более горизонтально на по­верхности воды.

Спасание с лодки. По возможности пострадавшего или уставшего пловца спасают с лодки. При этом, если спасатель находится в лодке, ему не следует покидать ее, т.к. лодку может отнести течением. Если лодка маленькая, пострадавшего надо втаски­вать в нее через нос или корму, чтобы лодка не опрокинулась. На моторную лодку пострадавшего поднимают со стороны борта, чтобы не поранить его винтом.

Несчастные случаи на льду. По водоемам, покры­тым льдом, можно ходить, только если толщина льда равна 8-12 см. Особенную осторожность сле­дует соблюдать на водоемах, где есть подледное течение. Подбираться к провалившемуся по льду ни в коем случае нельзя в вертикальном положе­нии, а только ползком. Лучше всего при этом ис­пользовать какой-либо плоский предмет: доску, лестницу, скамейку. Надо постараться протянуть пострадавшему палку или что-нибудь в этом роде, чтобы он мог ухватиться и выбраться на лед. Если тонущий погрузился под воду, спасатель должен привязаться веревкой и только после этого нырять в воду. После того как пострадавшего вытащили из воды, ему следует немедленно оказать помощь.

 

Информация от МЧС

05.01.2021

Статья 159, Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Оставление детей в опасности»

Родители обязаны заботиться о безопасности жизни и здоровья своих детей. Оставление ребенка в опасности наказуемо!
развернуть

Периодически можно услышать или прочитать о возникновении несчастных случаев с участием детей, которых родители оставляли одних на улице или дома. Дети не всегда осознают опасности, которые их поджидают, поэтому чаще всего несчастные случаи происходят именно с ними. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно нетерпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.

 

  1. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.

 

         3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по  неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.

Состояние является опасным для жизни, когда без необходимой и немедленной помощи может наступить смерть потерпевшего. Под опасным для здоровья состоянии следует понимать угрозу причинения существенного вреда здоровью потерпевшего, т.е. тяжкие, менее тяжкие и легкие телесные повреждения с кратковременным расстройством здоровья.

свернуть

Правовая информация для родителей

Родители несут ответственность за своего ребенка и за то, в каких условиях он живет, обеспечивается ли всем необходимым, находится ли в безопасности. Образ жизни, который ведут родители, так же сказывается на том, насколько благоприятной будет обстановка в семье. При неблагоприятной обстановке дети признаются в социально опасном положении.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22

Постановлением установлены критерии и показатели социально опасного положения:

Критерии

Показатели социально опасного положения

1. Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (детей)

родители допускают оставление ребенка (детей) без пищи

родители допускают систематическое отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для детей раннего возраста – от 0 до 3 лет, детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и старше), отвечающей соответствующим физиологическим потребностям детского организма и не причиняющей вред здоровью ребенка соответствующего возраста

родители допускают проживание ребенка (детей) в жилых помещениях, в которых печи, теплогенерирующие агрегаты, газовое оборудование, электрические сети, электроприборы не соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов либо эксплуатационной документации на них, неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория не соответствуют требованиям пожарной безопасности и имеются условия, создающие непосредственную угрозу возникновения пожара

родители систематически не выполняют рекомендации медицинских работников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью

родители препятствуют получению ребенком обязательного общего базового образования (в любой форме его получения)

2. Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей ребенка (детей) в возрасте старше 14 лет в рамках административного либо уголовного процессов установлены факты, подтверждающие что они не контролируют его (их) поведение и местонахождение, вследствие чего ребенок (дети) привлечен к административной либо уголовной ответственности

3. Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребенка (детей)

в отношении родителей установлены факты привлечения к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью 3 статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях

в отношении родителей установлены факты потребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, употребления ими алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия

установлены факты жестокого обращения родителей с ребенком, физического и (или) психологического насилия по отношению к нему

 

В случае не устранения критериев и показателей - ребенок признаётся нуждающимся в государственной защите, а родители лишаются родительских прав, в соответствии с документом:

Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 “О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях”

 https://www.pravo.by/document/?guid=2012&oldDoc=2006-198/2006-198(004-014).pdf&oldDocPage=1 

свернуть

Права и обязанности родителей