Социально-психологическая служба

Об административной и уголовной ответственности за участие в деструктивной деятельности

09.02.2022

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Статья 19.11. Распространение, изготовление, хранение, перевозка информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность

1. Распространение информационной продукции, содержащей призывы к экстремистской деятельности или пропагандирующей такую деятельность, а равно изготовление, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а на юридическое лицо – от пятидесяти до двухсот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

2. Распространение информационной продукции, включенной в республиканский список экстремистских материалов, а равно изготовление, издание, хранение либо перевозка с целью распространения такой информационной продукции –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения или без конфискации таких орудий и средств.

Статья 19.12. Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ –

влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или общественные работы с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя – наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо – от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения.

 

Статья 24.23. Нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

1. Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом, –

влекут наложение штрафа в размере до ста базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

2. Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные организатором таких мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до ста пятидесяти базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

3. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

4. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двадцати до двухсот базовых величин.

5. Деяния, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные за вознаграждение, –

влекут наложение штрафа в размере от тридцати до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест.

6. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, сопровождающиеся выплатой вознаграждения за участие в собрании, митинге, уличном шествии, демонстрации, пикетировании, –

влекут наложение штрафа в размере от сорока до двухсот базовых величин, или общественные работы, или административный арест, а на юридическое лицо – от двухсот пятидесяти до пятисот базовых величин.

7. Сбор, получение, использование денежных средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а равно выполнение работ, оказание услуг для целей возмещения расходов, обусловленных привлечением лица к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий, –

влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации, а на юридическое лицо – до ста процентов от суммы (стоимости) предмета административного правонарушения с его конфискацией или без конфискации.

 

Примечание. Не являются административным правонарушением, предусмотренным частью 7 настоящей статьи, выполнение работ, оказание услуг лицом для целей возмещения собственных расходов, обусловленных привлечением его к ответственности за нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий.

 

УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Статья 130. Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни

1. Умышленные действия, направленные на возбуждение расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни по признаку расовой, национальной, религиозной, языковой или иной социальной принадлежности, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, соединенные с насилием либо совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные группой лиц либо повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

 

Примечание. Под иной социальной принадлежностью в настоящей статье понимается принадлежность лица к определенной социальной группе по признаку пола, возраста, профессии, рода занятий, места жительства и иной социально-групповой идентификации.

 

Статья 292. Захват зданий и сооружений

1. Захват зданий, сооружений, путей или средств сообщения и связи, иных коммуникаций, стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, либо их удержание, соединенные с угрозой их уничтожения или повреждения либо с угрозой убийством граждан или причинением им телесных повреждений, с целью понудить государственный или иной орган, юридическое или физическое лицо либо группу лиц совершить либо воздержаться от совершения какого-либо действия как условия невыполнения угрозы, а равно финансирование или иное материальное обеспечение таких действий при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере или иные тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с применением боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, предметов, поражающее действие которых основано на использовании горючих веществ, а также ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения либо основных частей такого оружия, –

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом.

 

Статья 293. Массовые беспорядки

1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием над личностью, погромами, поджогами, уничтожением имущества или вооруженным сопротивлением представителям власти, –

наказывается лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет.

2. Участие в массовых беспорядках, выразившееся в непосредственном совершении действий, названных в части 1 настоящей статьи, –

наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.

3. Обучение или иная подготовка лиц для участия в массовых беспорядках, сопровождающихся совершением действий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных статьей 3612 настоящего Кодекса, –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

 

Статья 309. Умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения

1. Умышленные разрушение, повреждение или приведение иным способом в непригодное для эксплуатации состояние средств железнодорожного, водного, воздушного, автодорожного, магистрального трубопроводного транспорта, путей сообщения, сооружений на них, средств сигнализации или связи или другого транспортного оборудования, если эти действия могли повлечь смерть человека, крушение, аварию либо иные тяжкие последствия, –

наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Те же действия, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в особо крупном размере, –

наказываются штрафом, или арестом, или лишением свободы на срок до четырех лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

4. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в целях совершения преступлений, предусмотренных статьями 124, 126, 289, 359 и 360 настоящего Кодекса, –

наказываются лишением свободы на срок от семи до пятнадцати лет со штрафом или без штрафа.

 

Статья 310. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций

1. Умышленное блокирование транспортных коммуникаций путем создания препятствий, установки постов или иным способом, повлекшее причинение ущерба в значительном размере, –

наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. То же действие, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

Примечание. Ущербом в значительном размере в настоящей статье признается размер (ущерб) на сумму, в сорок и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления.

 

Статья 342. Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них

1. Организация групповых действий, грубо нарушающих общественный порядок и сопряженных с явным неповиновением законным требованиям представителей власти или повлекших нарушение работы транспорта, предприятий, учреждений или организаций, либо активное участие в таких действиях при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок от двух до пяти лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Обучение или иная подготовка лиц для участия в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются арестом или лишением свободы на срок до трех лет.

 

Статья 3422. Неоднократное нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий

Нарушение установленного порядка организации или проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, в том числе публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий), если это деяние совершено неоднократно, –

наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

 

Примечание. Для целей настоящей статьи деяние признается совершенным лицом неоднократно, если это лицо дважды в течение одного года подвергалось административному взысканию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 24.23 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, и в течение года после наложения второго административного взыскания за такие деяния вновь нарушило порядок организации или проведения массовых мероприятий.

 

Статья 361. Призывы к мерам ограничительного характера (санкциям), иным действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь

1. Публичные призывы к захвату государственной власти, или насильственному изменению конституционного строя Республики Беларусь, или измене государству, или совершению акта терроризма или диверсии, или осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, или совершению иных действий, направленных на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до шести лет.

2. Призывы, обращенные к иностранному государству, иностранной или международной организации, совершить действия, направленные на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь, в том числе на применение мер ограничительного характера (санкций) в отношении Республики Беларусь, физических и юридических лиц Республики Беларусь, либо распространение материалов, содержащих такие призывы, при отсутствии признаков более тяжкого преступления –

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные с использованием средств массовой информации или глобальной компьютерной сети Интернет, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо повлекшие тяжкие последствия, –

наказываются лишением свободы на срок от четырех до двенадцати лет.

Статья 3611. Создание экстремистского формирования либо участие в нем

1. Создание экстремистского формирования, а равно формирования, деятельность которого направлена на реабилитацию нацизма, либо руководство таким формированием или входящим в него структурным подразделением –

наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

2. Те же деяния, совершенные повторно либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет или лишением свободы на срок от шести до десяти лет.

3. Вхождение лица в состав экстремистского формирования в целях совершения преступления экстремистской направленности (участие в экстремистском формировании) –

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

 

Примечания:

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности по настоящей статье и статьям 3614 и 3615 настоящего Кодекса, если оно своевременным сообщением государственным органам или иным образом способствовало выявлению, предотвращению либо пресечению деяний, отнесенных законодательством к экстремистской деятельности.

2. Под преступлением экстремистской направленности в настоящей статье понимаются преступление, сопряженное с совершением умышленных действий, относящихся в соответствии с законодательными актами к экстремизму, а равно иное преступление, предусмотренное настоящим Кодексом, совершенное по мотивам расовой, национальной, религиозной вражды или розни, политической или идеологической вражды либо по мотивам вражды или розни в отношении какой-либо социальной группы.

 

Статья 3614. Содействие экстремистской деятельности

1. Вербовка, иное вовлечение лица в экстремистскую деятельность, обучение, а равно иное содействие экстремистской деятельности –

наказываются ограничением свободы на срок до четырех лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

2. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до семи лет.

свернуть

Выписка из Закона Республики Беларусь 31 мая 2003 г. N 200-З ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Выписка из Закона Республики Беларусь 31 мая 2003 г. N 200-З

 

ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И

ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

 

 

 

Статья 14. Специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения

 

К специальным учебно-воспитательным учреждениям относятся специальные школы закрытого типа и специальные профессионально-технические училища закрытого типа.

К специальным лечебно-воспитательным учреждениям относятся специальные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних, имеющих недостатки физического или психического развития либо заболевания, вызывающие необходимость их содержания, лечения, воспитания и обучения в этих учреждениях.

В специальные учебно-воспитательные и лечебно-воспитательные учреждения могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и содержания, в случаях, если они:

совершили общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Республики Беларусь, но не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, либо вследствие отставания в умственном развитии, не связанного с болезненным психическим расстройством, были не способны сознавать фактический характер или общественную опасность своих деяний;

осуждены с применением принудительных мер воспитательного характера в виде помещения их в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения.

Основаниями для содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях являются:

решение суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце втором части третьей настоящей статьи;

приговор суда - в отношении несовершеннолетних, указанных в абзаце третьем части третьей настоящей статьи.

Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения до достижения ими возраста восемнадцати лет, но не более чем на два года. Срок их содержания в указанных учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного Уголовным кодексом Республики Беларусь за совершенные ими преступления. Пребывание несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях может быть досрочно прекращено не позже чем за три месяца до окончания текущего учебного года.

(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 250-З)

В срок содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждениях засчитываются:

срок содержания под стражей и срок домашнего ареста несовершеннолетних;

срок нахождения несовершеннолетних в приемниках-распределителях для несовершеннолетних.

(часть шестая статьи 14 введена Законом Республики Беларусь от 10.07.2007 N 250-З)

В специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в этих учреждениях. Перечень таких заболеваний утверждается Правительством Республики Беларусь.

Администрация специальных учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений в соответствии с их уставами:

обеспечивает специальные условия содержания несовершеннолетних, включающие охрану территории указанных учреждений, личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния, ограничение свободного входа на территорию указанных учреждений посторонних лиц, свободного выхода несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях, круглосуточный контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна;

информирует органы внутренних дел по месту нахождения указанных учреждений и по месту жительства несовершеннолетних о случаях их самовольного ухода и совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанные учреждения;

направляет в комиссии по делам несовершеннолетних по месту жительства несовершеннолетних извещения о выпуске несовершеннолетних из указанных учреждений не позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристики несовершеннолетних и рекомендации о необходимости проведения с ними в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве;

проводит личный досмотр несовершеннолетних, досмотр их вещей, получаемых и отправляемых ими писем, посылок или иных почтовых сообщений, осмотр территории указанных учреждений, жилых и других помещений и находящегося в них имущества в целях выявления и изъятия предметов, запрещенных к хранению в указанных учреждениях, о чем составляется акт;

осуществляет функции, указанные в абзацах втором, третьем, пятом и шестом части второй статьи 13 настоящего Закона;

осуществляет иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусмотренные законодательством;

подготавливает совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних заявления в суд по месту нахождения указанных учреждений по вопросам:

(в ред. Закона Республики Беларусь от 10.07.2007 N 250-З)

перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные или лечебно-воспитательные учреждения в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления;

прекращения пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воспитательного характера;

продления срока пребывания несовершеннолетних в указанных учреждениях в случае необходимости завершения их обучения.

Примерные уставы специального учебно-воспитательного учреждения и специального лечебно-воспитательного учреждения утверждаются Правительством Республики Беларусь.

 

свернуть

Начальник ИДН и участковые инспектора инспекции по делам несовершеннолетних Полоцкого РОВД

09.02.2022

Начальник ИДН и участковые инспектора инспекции по делам несовершеннолетних Полоцкого РОВД

 
   

Начальник ИДН

Орехова
Светлана Юрьевна

служебный телефон
464104

 

Старший участковый инспектор ИДН

Зуев
Евгений Владимирович

служебный телефон
464024

Микрорайон «Задвинье»

г. Полоцка

Участковый инспектор ИДН

Зеленькевич
Евгений Александрович

служебный телефон
464024

Полоцкий район:

Фариновский, Ветринский, Островщинский, Бабыничский, Экиманьский, Вороничский и Гомельский сельские Советы Полоцкого района

Участковый инспектор ИДН

Первышев
Алексей Алексеевич

служебный телефон
464024

Полоцкий район:

Азинский, Боровухский, Горянский, Полотовский, Зеленковский, Малоситнянский, Солоникский сельские Советы Полоцкого района

Участковый инспектор ИДН

Джигун
Иван Викторович

служебный телефон
464024

Микрорайон «Аэропорт»

г. Полоцка

Участковый инспектор ИДН

Устинович
Татьяна Владимировна

служебный телефон
464024

Микрорайон «Центр»

г. Полоцка;

Участковый инспектор ИДН

Медвецкая
Анастасия Сергеевна

служебный телефон

464104

Микрорайон «Лозовка»

г. Полоцка

Специалист 1 категории ИДН

Пчёлка
Екатерина Ильинична

служебный телефон

464104

Микрорайон «Громы»

г. Полоцка

Старший инспектор ИДН

Балабко
Ника Владимировна

служебный телефон

464104

Линия Декрета №18

Президента Республики Беларусь

свернуть

Новые критерии СОП

Постановление Совмина от 30.08.2021 N 493 внесло изменения в порядок признания детей находящимися в социально опасном положении, в критерии и показатели такого положения. В число показателей социально опасного положения вошло: — необеспечение родителями регистрации ребенка по месту жительства (пребывания) в течение месяца со дня его рождения или прибытия на новое место жительства (пребывания); — факты, подтверждающие отсутствие контроля родителей за поведением и местонахождением ребенка, приведшие к его самовольному уходу из дома, к бродяжничеству, попытке суицида; — привлечение лиц, участвующих в воспитании и содержании ребенка, к административной ответственности за отдельные правонарушения; потребление наркотиков, психотропов, алкоголя, приведшее к применению мер профилактики; жестокое обращение с ребенком (раньше речь шла только о родителях). Систематическое, а именно два и более раза в течение 6 месяцев подряд, невыполнение рекомендаций медработников по лечению ребенка также будет показателем социально опасного положения. Отдельные показатели социально опасного положения приведены в соответствие с КоАП, вступившим в силу 01.03.2021. Совмин уточнил органы и организации, участвующие в выявлении неблагоприятной для детей обстановки, а также пределы их компетенции. Госорганы, организации, оказывающие социальные услуги, иную помощь, информацию об их оказании либо о необращении за ними родителей обязаны направить в совет профилактики не позднее 14 рабочих дней со дня получения выписки из решения данного совета. Координационный совет больше не будет рекомендовать родителям обратиться за оказанием социальных услуг. В то же время сейчас он может отказать в признании ребенка находящимся в социально опасном положении. При этом должен указать причины отказа. Срок обжалования решения координационного совета в исполком (местные администрации) составит 10 рабочих дней со дня принятия. Изменения вступили в силу 03.09.2021.

 

Главных критериев теперь три: родители не удовлетворяют основные жизненные потребности ребёнка, не обеспечивают надзор за поведением ребёнка и его образом жизни, и он совершает административное правонарушение или преступление, либо родители ведут аморальный образ жизни, оказывают вредное воздействие на ребёнка (детей), злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним (ними), в связи с чем имеет место опасность для жизни и (или) здоровья ребёнка (детей).


-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
 
------------------------------------------------------------------------------------------------
 
 
УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019   № 22

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О  порядке  признания  детей  находящимися

В социально опасном положении

 (вступает в силу с 01.02.2019г.)

 

Приложение
к постановлению Совета Министров
Республики Беларусь
15.01.2019   № 22

 

Критерии  и  показатели  социально  опасного положения

 

Критерии социально

опасного положения

Показатели социально опасного положения

1. Родителями  не   удовлетворяются основные  жизненные  потребности ребенка (детей)

  • родители допускают оставление ребенка  (детей) без пищи
  • родители  допускают  систематическое  отсутствие пищи, предназначенной для питания ребенка (детей) (для  детей  раннего  возраста  –  от  0  до  3  лет,  детей дошкольного возраста – от 3 до 6 лет, детей школьного возраста – от 6 лет и  старше), отвечающей  соответствующим физиологическим потребностям детского  организма  и  не  причиняющей  вред здоровью ребенка соответствующего возраста.
  • родители  допускают  проживание  ребенка  (детей)  в жилых  помещениях,  в  которых  печи,  теплогенерирующие  агрегаты,  газовое оборудование,  электрические  сети,  электроприборы не  соответствуют  требованиям  технических  нормативных  правовых  актов либо  эксплуатационной  документации  на  них,  неработоспособны, демонтированы устройства автоматического (автономного) обнаружения и оповещения о пожаре, надворные постройки и придомовая территория  не  соответствуют  требованиям  пожарной безопасности  и  имеются  условия,  создающие  непосредственную угрозу возникновения пожара.
  • родители  систематически не  выполняют рекомендации медицинских работников по  диагностике,  лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка (детей), что угрожает его (их) жизни и (или) здоровью.
  • родители препятствуют получению ребенком  обязательного  общего  базового  образования (в  любой форме его получения).

2. Родителями  не обеспечивается надзор  за  поведением ребенка и его образом  жизни,  вследствие  чего ребенок совершает  деяния, содержащие  признаки  административного  правонарушения  либо  преступления 

  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте до 14 лет неоднократно в течение года установлены факты привлечения к административной ответственности по статье 9.4 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  • в  отношении  родителей  ребенка  (детей)  в  возрасте старше  14  лет  в  рамках  административного  либо уголовного  процессов  установлены факты,  подтверждающие что они не контролируют его  (их) поведение  и  местонахождение,  вследствие  чего  ребенок  (дети)  привлечен  к  административной  либо  уголовной ответственности.

3. Родители  ведут аморальный  образ  жизни,  что  оказывает  вредное  воздействие  на  ребенка  (детей),  злоупотребляют  своими правами и (или) жестоко  обра-щаются  с ним  (ними), в связи с чем имеет место  опасность для  жизни  и  (или) здоровья  ребенка  (детей)

  • в отношении родителей установлены факты привлечения  к  административной  ответственности  за  совершение  правонарушений,  предусмотренных статьями 9.1, 17.1, частью третьей статьи 17.3, статьями 17.4, 17.5, 17.8 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  • в отношении родителей установлены факты потребления  наркотических  средств,  психотропных  веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,  употребления ими  алкогольных напитков,  по  результатам  чего  к  ним  применялись меры профилактического воздействия.
  • установлены факты жестокого обращения родителей с  ребенком,  физического  и  (или)  психологического насилия по отношению к нему.
свернуть

Профилактика жестокого обращения с детьми

Следует понимать, что детям - свидетелям насилия причиняется такой же вред, как и детям - жертвам физического и сексуального насилия.

Лица, совершающие бытовое насилие, травмируют детей:

- намеренно причиняя детям повреждения с целью воздействия на других членов семьи (например, с ребенком могут жестоко обращаться для того, чтобы другие члены семьи действовали в соответствии с желаниями насильника);
- намеренно причиняя повреждения детям во время нападения на другого члена семьи (ребенок может оказаться невольным участником драки и/или получить повреждения, когда они пытаются защитить жертву нападения (мать, сестру, брата, бабушку);
- используя детей для контроля других других членов семьи, живущих с ребенком или отдельно для осуществления контроля над ее/их поведением.

ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ

  • Продумайте свои действия, если акт насилия повторится снова.
  • Расскажите о насилии тем, кому Вы доверяете (друзьям, родственникам).
  • Найдите такое место, куда вы смогли бы уйти в случае опасности.
  • Если спора, инцидента избежать не удастся, постарайтесь выбрать для него комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти. Старайтесь избежать споров  в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.
  • Попрактикуйтесь в том, как можно быстро и безопасно выйти из дома. Определите, какие двери, окна, лифты или лестницы подходят для этого наилучшим образом.
  • Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из Вашей квартиры.
  • Заранее узнайте телефоны местных служб, которые смогут оказать Вам необходимую поддержку (кризисный центр для женщин, телефон доверия и др.)
  • Если ситуация критическая, то покидайте дом незамедлительно, даже если Вам не удалось взять необходимые вещи.
  • Помните, что под угрозой находится Ваша жизнь и жизнь Вашего ребенка!

Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

Если вы стали жертвой или свидетелем насилия в семье, не ждите трагедии! Действуйте сейчас — обратитесь за помощью!.

Телефоны «горячей линии» по вопросам предотвращения домашнего насилия:

  • Круглосуточная линия по фактам семейного неблагополучия и насилия в отношении детей: г. Минск (8-017) 372-73-87
  • Программа «Ла Страда»: помощь жертвам насилия: (8029) 645 31 65

На территории Республики Беларусь анонимно, ежедневно с 8:00 до 20:00 осуществляет работу бесплатная горячая линия для пострадавших от домашнего насилия: 8-801-100-8-801 (звонок только со стационарного телефона).

На территории Светлогорского района жертвы домашнего насилия могут обратиться к психологу Территориального центра социального обслуживания населения, который находится по адресу: г.Светлогорск, ул. Привокзальная, д.2б, тел. 4 29 35, 102 – в милицию (круглосуточно).

Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ) (англ. UNICEF, United Nations International Children’s Emergency Fund) — международный чрезвычайный фонд помощи детям Организации Объединённых Наций. Создан 11 декабря 1946 года по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Перейти на сайт www.unicef.by.

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

В сфере семейно-бытовых отношений совершается каждое третье бытовое убийство и каждое четвертое тяжкое телесное повреждение!

Семейное неблагополучие и связанное с ним злоупотребление гражданами алкоголем, наносят неповторимый вред обществу!

Закон Республики Беларусь «О правах ребенка»

Статья 9 гласит: «Государство охраняет неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, физического и психологического насилия, жестокого, грубого и оскорбительного обращения, сексуальных извращений, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, не медицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других одурманивающих средств, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми со стороны родителей, лиц, их заменяющих, и родственников».

Статья 17 гласит: «Семья несет ответственность за ребенка. Родители (опекуны, попечители) должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе. При нахождении детей на государственном обеспечении родители обязаны возмещать в полном объеме расходы, затраченные государством на содержание их детей (на основании Декрета Президента РБ от 24.11.2006г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». Нарушение прав и законных интересов ребенка родителями (опекунами, попечителями) влечет ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Беларусь (вплоть до лишения свободы).

В конце 20 века (1989 году) Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, которая юридически и морально закрепила права детей в мире во всевозможных ситуациях и обстоятельствах, комплекс мер с целью их защиты от всех видов и форм насилия, грубого обращения или эксплуатации.

КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Статья 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства.

… Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь.

Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О БРАКЕ И СЕМЬЕ

Статья 66. Защита прав и законных интересов детей

При невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребенка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами, или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении четырнадцати лет – и в суд.

Родители вправе обратиться в суд с иском о защите прав и законных интересов несовершеннолетних детей к юридическому или физическому лицу, нарушившему их права и законные интересы.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей

Родители, а также иные лица и организации, принимающие участие в воспитании ребенка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признается ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, а также если ребенок находится в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 80. Лишение родительских прав

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребенка.

Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются с обязательным участием прокурора и представителя органа опеки и попечительства.

При отказе без уважительных причин взять ребенка из родильного дома (отделения) и других детских лечебно-профилактических и учебно-воспитательных учреждений, а также от лиц, у которых ребенок находится на воспитании, в обязательном порядке предъявляется иск о лишении родительских прав.

При лишении родительских прав обоих родителей, а также одного родителя, если передача ребенка другому родителю нецелесообразна или невозможна, суд принимает решение о передаче ребенка на попечение органа опеки и попечительства.

О принятом решении суд уведомляет государственный орган, регистрирующий акты гражданского состояния, по месту регистрации рождения ребенка.

Статья 100. Обязанности детей в отношении родителей

Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Содержание нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей является обязанностью их совершеннолетних трудоспособных детей.

свернуть

Телефоны доверия!

Телефоны доверия!

Телефон «горячей» линии
ГУЗ «Полоцкая центральная городская больница»

8-0214-46-56-47

Понедельник-пятница с 8.00- 17.00
(Обеденный перерыв 13.00-14.00)

Выходной: суббота, воскресенье

 

Круглосуточный «телефон доверия» - Республика Крым

Телефон доверия

Государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания населения Полоцкого района»

 8-0214-46- 17- 95

Понедельник-пятница с 8.00- 17.00
(Обеденный перерыв 13.00-14.00)

Выходной: суббота, воскресенье

 

Телефон доверия ГУО "Социально-педагогический центр полоцкого района"

 8-0214-49-35-49

(8.00 - 16.30; вторник и пятница 8.00 - 18.30)

свернуть

Харецкая Анастасия Александровна

  • Должность: Педагог-психолог
  • Образование: ПГУ